Исаак Левитан. Над вечным покоем.
1894. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
1894. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
«Над вечным покоем» — это третья среди картин своеобразной драматической трилогии, созданной Левитаном в первой половине 1890-х годов. — (наряду с картинами «У омута» и «Владимиркой»).
Впервые в картине мастера помимо поэтической красоты вечной природы чувствуется философское отношение к бренности человеческого бытия. Под клубящимися свинцово-лиловыми тучами на крутом и пустынном берегу огромного, простирающегося до самого горизонта озера стоит ветхая деревянная церковь.
Позади нее укрывают унылый погост сгибающиеся под резкими порывами ветра немногочисленные деревья. А вокруг — ни души, и только тусклый свет в окне церквушки дает призрачную надежду на спасение. Не случайно художник выбрал подобный ракурс отображения образа.
Картина полна чувства глубокой тоски, бессилия и одиночества, но очень выразительна точка зрения автора, которая направляет зрителя ввысь, навстречу холодным воздушным потокам.
«Над вечным покоем» — одна из самых значительных работ Левитана, о которой сам он писал в письме к Павлу Третьякову:
«В ней — я весь. Со всей своей психикой, со всем своим содержанием...»
Эту картину Левитан писал под звуки Траурного марша из «Героической симфонии» Бетховена. Именно под такую торжественную и печальную музыку рождалось произведение, которое один из друзей художника назвал «реквиемом самому себе».

Комментариев нет:
Отправить комментарий